Обычная версия сайта

Консультационно-методический центр "Территория открытых возможностей" при МБДОУ детский сад №3 "Солнышко" г.Закаменск

8(30137) 44-2-00

обучение в домашних условиях

В течение дня с малышом проводятся занятия два раза в день: утром и вечером по 10—15 мин.

Понедельник — утром расскажите сказку или прочитайте книжку; вечером поучите малыша строить из деревянного строителя.

Вторник — утром поучите лепить из глины (пластилина); вечером поучите собирать матрешку (пирамидку, мозаику и другие игрушки) или лото.

Среда — утром позанимайтесь математикой; вечером поучите наклеивать предмет (вырезанный Вами — аппликация).

Четверг — утром поучите игре с пальчиками (речевые игры); вечером поучите игре с куклой, машиной.

Пятница — утром поучите рисовать; вечером поучите рассматривать картинки, иллюстрации книг.

Особого внимания требует умственное развитие ребенка, особенно его когнитивной сферы. Это особое целостное образование, включающее в себя весь накопленный ребенком за три года познавательный опыт, который характеризуется наличием двух противоположных полюсов. На одном сосредоточены ясные, стабильные (консервативные, четкие знания и умения), а на другом — подвижные, развивающиеся психические образования — зарождающиеся знания и умения (неясные или подвижные, развивающиеся знания). «Неясные» знания выполняют чрезвычайно важную функцию —создают так называемую зону неопределенных, неустойчивых знаний. Ребенок, стремясь прояснить и уточнить для себя данные знания, проявляет высокую умственную активность и творчество. Таким образом, для активизации мышления дошкольника необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части его знаний. Если Вы хотите, чтобы активность малыша в процессе обучения не ослабевала, необходимо строить этот процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение от полученных знаний в конце очередного занятия со взрослым сочеталось со страстным нетерпением узнать, а что будет на следующем занятии и вообще в любом режимном процессе.

Помните, что содействовать обогащению развития и саморазвития каждого малыша как неповторимой индивидуальности — значит, открыть ему разнообразные виды, прежде всего

продуктивной деятельности, в которой результат наглядный (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование, аппликация, экспериментально-поисковая в предметном мире). Необходимо обучать ребенка выполнению каждого вида деятельности как системы взаимосвязанных компонентов на основе модели, формулируемой воспитателем постановкой вопросов.

  1. Что хочешь сделать (замысел)?
  2. Из чего или на чем (предмет или материал)?
  3. Чем будешь делать (орудия или инструменты)?
  4. В каком порядке… что сначала, что потом (система поступков, преобразующих материал)?
  5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал (осуществить анализ продукта, соответствие

его замыслу (рефлексия) и адекватно оценить его (сформулировать самооценку)? Малыш, овладевая продуктивными видами деятельности (конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием), одновременно учится умению планировать последовательность выполнения ее. Однако этому он может научиться только, если Вы его научите выполнять каждый из компонентов деятельности. В обучении малыша любому виду деятельности Вам поможет использование пальцев на руке, сжатых в кулак: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша: «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец:

«Из чего будем делать?» и т.д.

ВВ разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело ради другого. Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания (предметных, двигательных, речевых и т.д.). Он не ищет короткой дороги, идет всегда по длинной. Для него значимо лишь указание, что делать. Поэтому вопросы (Что сейчас делаю, из чего, чем, как, что же получилось?) позволяют создать у ребенка образ структуры каждой продуктивной деятельности (умывание, одевание, уборка игрушек, рисование, конструирование и т.д.). Но успех всецело зависит от терпения и мастерства взрослого.

По тому, как ребенок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг.

I уровень — проявляет интерес, наблюдает, просит повторить показ деятельности взрослым;

II уровень — выполняет деятельность с Вашей помощью;

III уровень — выполняет самостоятельно:

а) по своей инициативе берется за выполнение

деятельности;

б) выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, не вмешивается;

в) дает полученному результату адекватную самооценку.

IV уровень — выполняет деятельность творчески: использует, интерпретирует свой опыт осуществления ее в других видах деятельности (в игре, труде, речевой, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребенка продукта (предмета, измененного качества, выразительного образа).

Запомните! Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия

малыша приобретают намеренный характер.

Если сравнить жизнь ребенка с машиной, то «мотором» в развитии человека является его самосознание (самопознание себя — рефлексия) и самооценка результата выполненной им деятельности (завышенная, заниженная или адекватная). А «ключом», который включает самосознание в работу, — самостоятельное выполнение ребенком разных видов деятельности. Помните, что освоение малышом деятельности на уровне самостоятельности — путь развития самосознания — «мотора» его саморазвития как индивидуальности. На этой основе важно развивать у малыша умение радоваться своим достижениям на основе адекватной самооценки результата, а также ощущение любви, уважения к себе. Более того, очень важно поддерживать познавательную активность малыша как таковую, даже если последствия ее будут проявляться в нарушении правил жизни (разорвал всю бумагу, которую приготовили для занятия, ибо опробовал свойства ее; налил много воды на пол, потому что исследовал зависимость силы струи от поворота крана и т.п.).

Никогда не забывайте, что у малыша четвертого года жизни очень важно поддерживать высокую общую самооценку его личности, разделять в оценке ошибочные поступки, как правило, связанные с недостатком опыта, и общее позитивное отношение к нему как к личности («Ты хороший, но в шкафу пока непорядок», «ты хороший, но матрешка в твоем доме пока не может жить, потому что темно, непрочные стенки»).

Имейте в виду, что воспитание — содействие обогащению развития и саморазвития

младшего дошкольника как индивидуальности — успешнее осуществляется при комплексировании разных видов деятельности: игры и труда, учебной деятельности, в которую органически включаются музыкальная, художественная и двигательная деятельность и обязательно игра. Как содействовать активности малыша в выполнении деятельности? Необходимо каждый

раз ставить его перед ситуацией выбора: ему хочется показать, какие белые мыльные перчатки научился делать, но в мыльнице почему-то лежат разные предметы — деревянный кубик и мыло, очень похожие по форме, цвету, сразу и не заметишь. Но «перчатки» не получились, и тогда надо экспериментировать; хочется сделать подарок Мишке — круглые баранки, но почему-то взятый кусок не катается, оказывается глина сухая, нужно выбрать мягкий комок. В любом виде деятельности каждый день и всякий раз нужно создавать возможность ребенку выбирать то замысел деятельности, то материал — предмет преобразования, то средства, то порядок — последовательность преобразования и объяснять, доказывать персонажу или взрослому, что результат тот, который от него ждали, и достигнут он потому, что правильно выбирал каждый компонент деятельности. На этой основе формируется самостоятельность поступков, осознание малышом себя как индивидуальности, и как следствие — чувство собственного достоинства. Для малыша мир полон чудес. Взрослые, как правило, уже перестали удивляться окружающему. Как преодолеть это противоречие? Поэтому нужно научиться играть для малыша спектакли так искренне, чтобы он вместе с Вами пережил радость открытия предметов и действий с ними: когда грязные руки превращаются в чистые, грязная подкладка — в чистую, кусок глины — в чашку и т.п. Если Вы создадите ощущения чуда, это вызовет радость малыша от участия в деятельности.

Мама. Возьми тряпку. Какая она? Сожми. Да, мягкая, сухая. Положи в тазик с водой (сами отжимаете). Какая стала тряпка? Да, мягкая, влажная. Потру подкладку… Какая стала? Да, чистая! Потри и ты…, а у тебя какая стала? Да, тоже чистая получилась! Ах, как хорошо! Возьми подкладку, тебе будет приятно лепить. Мы с тобой хорошо позаботились обо всех! Молодец, играй.

Малыш не замечает порядка, так же как и беспорядка. В порядке он не видит скрытой красоты и удобства.

Мама (в комнате). Поставим ровно игрушки. Вот как красиво стало. Уберем игрушки, а

то убегут по дорожке. Вот как хорошо! Вот какой красивый порядок!

Доброжелательная помощь, напоминание поддерживать порядок, а также фиксация внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое дело — воспитанник будет стремиться поддерживать порядок.

Помните, что малыш хочет быть хорошим. Он все время через систему так называемых «жалоб» (на старшего брата или сестру) корректирует свое поведение. Положительная оценка усилия одного вызовет желание у другого высказаться, назвать свои действия, чтобы заметили и его.

Ребенок. Я тоже сейчас унесу тарелку, мне немножко осталось доесть                                               Мама. Умница.

Ребенок. Я убрал салфетку!

Мама: Молодец.

Ребенок. Я поставил машину в гараж!

Мама: Хороший шофер.

Воспитанник четвертого года жизни, особенно в начале года, еще не умеет жить в детском обществе. Главная причина конфликтов в том, что он устремлен к предмету, заинтересован в нем, а его он замечает, только когда видит действия с ним в руках другого. Поэтому на детских площадках возможны его ссоры с другими детьми.

Мама: (предупреждая конфликт, доброжелательно, уверенно, успокаивающе). У Тани машинка и у тебя тоже машинка. У каждого машинка (чудо!), покатаем вместе. Везите машинки!

Дети в ответ радостно хлопают в ладоши, топают ножками. Общие радости сближают детей между собой.

Взрослому очень важно научиться находить и встречать взгляд ребенка, хвалить его и отвечать ему улыбкой. Для малыша значимо не слово взрослого, а его мимика. Широкое использование игр с пальчиками — замечательная площадка для решения этой задачи. Расположение по кругу позволяет ребенку наблюдать за выражением лица педагога. Поскольку малыши медлительны, игры идут в медленном темпе, но общие действия объединяют их и создают мажорное настроение у каждого. На радостную интонацию и улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на таинственную замирают в ожидании чуда. Мастерство взрослого заключается в том, чтобы научиться разнообразной палитре интонаций, мимики и жестов. Особенно трудно дается маме интонация иронии, а ее малыши, особенно мальчики, хорошо понимают.

Важно овладеть интонациями повеления, осуждения, сочувствия, лукавства и т.д. Так, например, малыш расшумелся.

Мама (радостно улыбается, поднимает голову вверх, будто кого-то видит). А, вон птичка летит!

Малыш затихает, начинает улыбаться, еще секунда проходит.

Ребенок: Где?

Мама: (разводит руками и огорченно). Улетела!

Наступает тишина, в которой можно продолжить задуманное с ним дело.

Никогда не забывайте, что каждый малыш по природе своей — одаренный, и благодаря содействию родителей, может развить и обогатить ее, а может и утратить. Поэтому в последние годы много говорится о необходимости нового поколения воспитателей, которые должны обладать умениями индивидуально подходить к одаренности своих воспитанников, видеть в каждом из них индивидуальность. Именно в дошкольном возрасте при благоприятных условиях жизни и воспитания наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные, художественные способности, формируются важнейшие нравственные качества, закладываются основы, фундамент личности гражданина общества.

Имейте в виду, что у ребенка четвертого года жизни зарождается и получает всемерное обогащающее развитие его индивидуальность. Потребность малыша быть индивидуальностью, чувствовать себя активной личностью определяется в двух основных

тенденциях его развития: с одной стороны, быть непохожим на других, обнаруживать уникальность, самостоятельность поведения, делать «по-своему», а с другой — быть

значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни,

быть признанным ими. Необходимо содействовать ребенку в овладении умением обозначать мимикой, жестами, интонацией, системой поступков (сначала в игре, а потом и в жизни) радость, веселье, грусть, нежность, заботливость, благодарность и другие эмоции из многообразной палитры опыта человечества. Малыш учится здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени и отчеству. Поэтому необходимо учить его благодарить взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание; делиться игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место, четко и ясно выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините».

Малыш может научиться соблюдать правила организованного поведения: на игровой площадке, на улице и в общественных местах говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя спокойно. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. Поэтому необходимо побуждать их к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2—3 ребенка), разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его вопрос.

Не забывайте, что игра — форма организации детской жизни. Если ведущей деятельностью в раннем возрасте признана орудийно-предметная, у дошкольников — сюжетно- ролевая игра и экспериментально-поисковая деятельность. Развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» видов деятельности (изобразительной, конструировании, восприятия сказки и др.), связанных с ведущей деятельностью, взаимодействующих с ней и содержательно ее обогащающих.

Уважаемые родители, помните, что развитие малыша в семье во многом определяются характером Вашего общения с ним. Знания об окружающем открываются дошкольнику разными людьми. Понятно, что знания каждого человека имеют границы, кто-то знает больше, кто-то меньше, но ребенок четвертого года жизни может открыть, что их ежедневно можно дополнять, уточнять, исправлять, если послушать взрослого, задать ему вопрос, попросить прочитать книгу, провести опыт и использовать другие каналы для своего познания.

Ваша позиция — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как индивидуальности.

Целостность процесса воспитания обеспечивается содружественным действием двух тенденций: одна из них — нисходящая — от подражания ребенком Вам к собственному поведению, а другая тенденция — восходящая — от рождающихся в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые положительно Вами оцениваются. При формировании базиса личной культуры малыша рождаются и развиваются такие главные образующие его личность, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.