Обычная версия сайта

Консультационно-методический центр "Территория открытых возможностей" при МБДОУ детский сад №3 "Солнышко" г.Закаменск

8(30137) 44-2-00

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА 2-х лет к горшку?

   Приучение к горшку – несложный, но длительный процесс, протекающий у каждого индивидуально. Об этом необходимо помнить каждой маме. Поэтому наберитесь терпения и запаситесь любовью. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и не сопоставляйте его развитие с табличками вроде «Этапы развития малыша». Ваш ребенок – уникальный, у него свой собственный путь.

Потенциально опасная ситуация, когда ребенка силой, криками или жесткими требованиями заставляют сходить в туалет на горшок. Например, говорят: «Пока не сходишь на горшок, не дам тебе игрушки / еду / не пойдем гулять» и т. д.

Любые манипуляции, угрозы не только испортят ваши отношения с ребенком на долгие годы (да, даже подобные «мелочи» влияют), но и создадут благодатную почву для развития различных психических отклонений, например, обсессивно-компульсивного расстройства (невроз навязчивых состояний). Кроме того, у малыша могут начать формироваться такие качества, как жадность, упрямство, гнев, страх наказания. Для начала разберемся, что включает в себя понятие «самостоятельно ходить на горшок». Многие понимают под этим ситуацию, когда мама высаживает ребенка на горшок и следит, чтобы он сделал свои дела. Это не совсем верно. Ребенок самостоятельно ходит на горшок, когда сам чувствует свое тело, позывы и идет в туалет без посторонней помощи. Эту разницу важно понимать, потому что родители хотят поскорее перейти от высаживания к следующему этапу. Они тратят время и нервы, тогда как ребенок еще физически и психически не способен справлять нужду самостоятельно

Сначала надо понять, готов ли ребенок самостоятельно ходить на горшок?

Для этого достаточно проанализировать навыки и поведение малыша по следующим пунктам.

  1. Понимание

Ребенок понимает, для чего нужен горшок. Он знает, что нужно снять штанишки, прежде чем сесть на него. Он может посадить игрушку, издавать соответствующие звуки «ааа», «пи-пи».

  1. 2. Физическое развитие

Ребенок самостоятельно сидит и ходит. Он может сесть и встать с горшка без помощи взрослых.

  1. Отсутствие страха

Ребенок не должен бояться горшка, плакать при виде его. Или, наоборот, надевать горшок на голову, использовать не по назначению. 4. Если вы замечаете, что у ребенка подгузник сухой на протяжении 2-3 часов, если ребенок начинает прятаться за шторку, под стол, хочет уединиться, или у него появилось чувство брезгливости от испачканной или мокрой одежды это говорит о том, что малыш готов

 

Горшок надо ставить его сразу в туалете, не перемещать по квартире и не превращать в игрушку. Избежать неприятных ситуаций помогут простые правила — «делать дела» только в туалете, не играть с горшком.

Иначе у ребенка может развиться неправильное поведение. Например, собрались гости, а малыш захотел по-большому. Если он привык это делать в комнате, то и сейчас он принесет горшок именно туда, и вы вряд ли уговорите его пойти в туалет. Или же малыш может сделать дела в горшок, начать играть с ним и пролить содержимое на пол. Что делать?

  • Объясняйте ребенку, для чего нужен горшок.

Расскажите, что можно делать с горшком, зачем люди ходят в туалет и почему не стоит писаться в штанишки.

  • Тематические игры.

Попробуйте высаживать на горшок его любимые игрушки. Пусть это станет ритуалом. Например, вы играете с пупсиками. Вместе с малышом покормите игрушки, а затем «сводите» их в туалет. Посадите пупсиков на горшок, можно налить воды, а затем вымыть его, как-будто малыш сам туда сходил.

  • Читайте книжки.

В этом деле помогают и книги, такие как «Скорее на горшок, дружок!». Сюжет прост и интересен для малыша: крольчонок и его друзья собрались на пикник. Встреча прошла отлично, но теперь крольчонку нужно пи-пи. Что же делать? Конечно, искать горшок. Герои станут примером для малыша. Он поймет, что ходить на горшок — это естественный процесс, и наверняка захочет сделать так же.

За каждую удачную попытку хвалите ребенка. Эмоционально, громко и весело. Здорово же одерживать победы — малыш захочет испытывать это чувство чаще, значит, будет и чаще ходить на горшок.

- Ни в коем случае не ругайте за промахи и лужи, потому что это может отразиться на его здоровье. Ребенок проведет связь «я писаю/какаю — меня ругают, значит, писать/какать — это плохо». Иногда «психологические запоры» случаются именно по этой причине. Просто игнорируйте, когда он пачкает штанишки (то есть переодевайте малыша без акцента на промахах).

Если ребенок наотрез отказывается ходить на горшок, то можно подойти к процессу творчески. Для формирования этого навыка на пару недель можно повесить в туалете мотивационную доску – лист ватмана или кусок обоев.. Это простой календарь, на который Вы можете наклеивать за каждый поход на горшок по-большому наклейку. Пять наклеек — и ребенка ждет сюрприз. Не материальное (это важно), а эмоциональное вознаграждение — поход в парк, на площадку, на прогулку или разрешить ему его любимое занятие.

- Родителям нужно следить за знаками, которые подает ребенок, и проговаривать, что он чувствует. Наблюдение увеличивает шансы на удачные попытки и сильно повышает мотивацию ребенка.

Как следить за знаками? Например, если малыш уже «танцует» от желания сходить в туалет, но при этом отказывается, так как «не хочет», родитель должен:

 - присесть перед ним, чтобы оказаться на уровне детских глаз;

 - спросить: «Ты чувствуешь, как что-то давит на твой животик?»

 - после утвердительного ответа сказать: «Когда ты так чувствуешь, значит, что ты хочешь писать. Побежали! Чем быстрее добежим, тем быстрее вернемся к игре!».

Родителям стоит ненавязчиво напоминать малышу о необходимости пописать перед мультфильмами, игрой, прогулкой или предложить покакать через некоторое время после еды. Это выработает в ребенку набор привычек и поможет обращать внимание на свои ощущения.

Но даже в этом случае родители должны быть готовы к отказу, потому что именно ребенок управляет своим организмом, а не взрослые. Так что малыш вполне может описаться, даже если ему незадолго перед этим предлагали сходить в туалет.

В таком случае его ни в коем случае не нужно ругать. Но и оставить без внимания этот факт нельзя (если сказать: «Ничего страшного!», то ребенок вполне продолжит так делать). Лучше всего подойти и назвать вещи своими именами: «Ты написал в штаны, это неприятно и тебе мокро. Теперь нам нужно прервать игру и поменять одежду!». Логическое последствие выбора может помочь ребенку в следующий раз согласиться с доводами родителя и прервать игру или просмотр мультфильма.

Когда этот этап начинает работать, то есть ребенок спокойно идет в туалет и у него всегда или почти всегда получается, важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться дальше, в сторону самостоятельности. Когда ребенок хочет писать или какать, нужно отвести его в туалет, оставить там и попросить позвать, когда закончит. На следующем этапе родители отводят только до половины пути, а дальше малыш идет сам. Дневная часть процесса окончена, когда ребенок сам идет в туалет, делает свои дела и зовет кого-то только для помощи в вытирании попы.

Обязательно хвалите ребенка за результат, а еще давайте ему самому спускать воду

Помните! Высаживать ребенка на горшок нужно регулярно:

  • перед сном и после сна;
  • перед походом на улицу и после прогулки;
  • перед едой или через полчаса после питья.

Что делать, если ребенок противится приучению, демонстративно не хочет садиться на горшок или в идти в туалет?

Хвалите ребенка. Чем больше удачных попыток он сделает, тем быстрее семья придет к желаемому результату. Но если все сделано правильно, а ребенок все равно противится, нужно искать причину. Возможно, родители «пережали» или «недожали» в смысле контроля. Родителям нужно помнить, что еда, сон и горшок — это три вещи, которые они не могут делать за детей, а дети чувствуют ассоциативную связь родительского настроения с тем, покакали они или нет, сыты или голодны. Доктор Карлос Гонзалес писал: «Одно из редко упоминающихся, но тем не менее повсеместно признаваемых прав человека — право испражняться, когда нам этого хочется». Поэтому иногда надо просто вспомнить об этом и отпустить ситуацию. Ребенок может не садиться на горшок, потому что мама показывает, насколько ей это важно. Не специально, но дети могут контролировать таким образом всю семью. В этом случае, скорее всего, малышу нужно больше выбора и самостоятельности в чем-то другом, больше контроля над своей жизнью. И главное — сохранять спокойствие.

Очень важно, чтобы процесс не вызывал отрицательных эмоций, ведь речь идет о контроле вообще, а не только над работой соответствующих отверстий — контроле над чувствами, над эмоциями, над поведением. Неудачно начавшееся приучение к горшку может спровоцировать на физическом уровне проблемы с недержанием или, наоборот, запоры; а на эмоциональном — вызвать излишнюю импульсивность или чрезмерную сдержанность, притормозить развитие самостоятельности и повредить самооценке и уверенности в себе.

Детям нужна стабильность и уверенность в спокойных заботливых взрослых рядом. Тогда все получается!