Обычная версия сайта

Консультационно-методический центр "Территория открытых возможностей" при МБДОУ детский сад №3 "Солнышко" г.Закаменск

8(30137) 44-2-00

Дочь считает, что я ее не слушаю

подскажите, пожалуйста, как мне правильно вести себя с дочерью 10-ти лет. Последнее время она мне постоянно жалуется, что я мало ей уделяю времени, не выслушиваю её и т. д, Хотя все у нас нормально, мы не разлучаемся ни днём, ни ночью, кроме школы, постоянно общаемся и всегда вместе, но она говорит, ты меня должна выслушивать, а не делать вид. А я и так, как мне кажется, только этим и занимаюсь.

Ответ специалиста

Здравствуйте.

Во-первых, не стоит проводить с ребенком так много времени в этом возрасте. Это не значит, что нужно прерывать связь и отказывать ребенку в потребности быть с вами. Но стоит постепенно удалиться на чуть большее расстояние, чем сейчас. Пусть у каждой из вас будет свое время и пространство на только свои дела. Это поможет внести в отношения «свежий воздух».

Второе, это нужно честно признаться ребенку, что вы не понимаете, о чем она, и попросить объяснить суть своих требований. Возможно, дело в ваших ответах или в том, что вы параллельно с тем, чтобы слушать, позволяете себе смотреть телевизор, например. Причин для таких ощущений у ребенка может быть множество. Это если они есть. А может быть так, что за этой претензией скрыто что-то другое. Это вы поймете по тому, что ребенок не сможет четко и понятно сформулировать суть своих претензий и все будет «не так и не то». Тогда проблема глубже и ее нужно будет разбирать отдельно.

В целом, рекомендации такие: следите за тем, чтобы уважать ребенка. Не обесценивайте ее слова («ой, да у тебя этих мальчиков будет» или «ты мне зубы не заговаривай, лучше расскажи, почему поставили «3»»), не высмеивайте их, не запрещайте чувства («не реви», «хватит ржать, ты же не лошадь»), храните конфиденциальность сказанного вам, не оценивайте поступки и действия вашего ребенка через призму его личности (не «ты хитрая», а «ты проявила хитрость», не «ты злая», а «да, похоже, что ты очень рассердилась»). Старайтесь давать ответы только с помощью техники «я-сообщений». Суть ее в том, чтобы говорить о себе, о том, что почувствовали, какой вывод сделали и так далее. Предложения стоит начинать с «я думаю, что..,», «мне кажется…», «по моему мнению…».

Также, стоит использовать технику активного слушания: кивайте, переспрашивайте, используйте в своей речи слова собеседника и так далее.

Еще будет полезной техника контейнирования эмоций, для того, чтобы девочка почувствовала себя услышанной. Например, через присоединение и признание чувств: «Да, я понимаю тебя. Когда у меня не получается, я тоже очень злюсь. Злость -это вообще нормально, она нам помогает понять, что что-то пошло не так. Когда я злюсь, я делаю…». И еще один важный момент. Говорите с ребенком только из своего желания. Не жертвуйте собой. Не хотите сейчас? Скажите честно: «Я люблю тебя, мне важно, как ты, но я очень устала. Я отдохну и с радостью выслушаю. Договорились?».